Если исследовать музыкальные записи при помощи спектрального анализа, мы очень мало узнаем о красоте музыки. В самих звуках нет ни добра, ни зла, ни радости, ни печали. Но когда они воспринимаются человеком, обрабатываются слуховым аппаратом и взаимодействуют с областями мозга, отвечающими за память, эмоции, предпочтения и физические движения, мы ощущаем нечто целое – и при этом чудесным образом неосязаемое. Почему колеблющийся воздух, воспринимаемый как звуки, тембры, ритмы и гармонии, пробуждает эмоциональные отклики? Такие научные дисциплины, как психоакустика и слуховая нейробиология, исследуют вопросы того, как музыка влияет на мозг и вызывает субъективные переживания. Однако то, что стоит за музыкой, глубоко и неотъемлемо связано с происхождением человека, и здесь нужно обращаться к антропологии, психологии и эволюционным дисциплинам.

Человеческий опыт
Музыку можно анализировать физически и математически, но ее воздействие – предмет бурных споров. Алан Сандерсон из университета Саутгемптона рассказывает о мнениях по этому вопросу.
"В самих звуках нет ни добра, ни зла, ни радости, ни печали"
Цель музыки
Спор о предназначении музыки ведется еще со времен Чарльза Дарвина. Среди различных мнений в современной науке доминируют два подхода к этой теме. Популярный научный писатель, ученый-когнитивист Стивен Пинкер утверждает в книге “Как работает разум” (2009), что музыка не была уникальной движущей силой человеческой эволюции. Он использует метафору “слуховые плюшки” для описания того, как музыка дарит радость и позволяет людям общаться вне языковых систем. Согласно Пинкеру, музыка – такое же поощрение для нашего языковой системы, “сладкая плюшка”, компенсирующая скудость диеты предков. Этот аргумент предполагает, что язык – способность разума, развившаяся в связи с ее очевидными преимуществами в социальной жизни приматов. Музыка, по мнению Пинкера, является “побочным продуктом” языка, который сам по себе не имеет четких преимуществ.Противоположное мнение о происхождении музыки основано на теории Чарльза Дарвина о половом отборе. Музыкальные способности – привлекательный признак, увеличивающий шансы индивида найти партнера. Интересной особенностью этой концепции – то, что музыкальная одаренность, например умение играть на рояле, может лишь служить свидетельством о превосходстве индивида в более широком смысле. Аналогия из природы – павлиний хвост, не имеющий явных функциональных преимуществ для самца. Однако хвост с роскошным орнаментом сигнализирует потенциальному партнеру, что самец здоров и готов к спариванию.
Известный слуховой нейробиолог Дэниел Левитин принадлежит к лагерю дарвинистов.
В книге “Мозг и музыка: понимание человеческих наваждений” он утверждает, что с музыкой связан целый ряд эволюционных преимуществ. Важный пример – совместное прослушивание музыки и музицирование создает в коллективе взаимосвязи, необходимые для формирования общества. Музыкальные способности облегчали нашим предкам коллективную работу и через гены передавались следующим поколениям. Как бы то ни было, музыка неотъемлема от человеческой жизни. Обсуждаемые здесь аргументы свидетельствуют об универсальности и важности музыки в человеческих популяциях. Музыка неразрывно связана с языком – так, современные ученые и врачи разрабатывают курсы по музыкальной подготовке для помощи людям, имеющим проблемы с обработкой речи. Участие в музыкальной деятельности необязательно улучшает слух, но всегда расширяет нашу способность слышать – и воспринимать информацию.
Алан Сандерсон – преподаватель Института исследований звука и вибраций университета Саутгемптона. Занимается нейробиологией, аудиологией и музыкой.
Исследования музыкального восприятия
Обусловлены ли наши музыкальные таланты эволюцией мозга или музыка – побочный продукт нашей способности разговаривать? По частотному содержанию и интенсивности колебаний между музыкой и речью имеются очевидные различия. Эти различия отражаются в нашем восприятии – благодаря нашему слуховому аппарату и когнитивным способностям мы мгновенно можем отличить слово от музыкальной ноты. Функциональная магнито-резонансная томография выявляет специфические области активности в мозге слушателей. Некоторые области реагируют только на музыку или только на речь, некоторые – на то и другое. Но что же отличает музыку с эмоциональной точки зрения? Этот аспект музыкального восприятия связан с лимбической системой и ее дофаминовыми схемами, которые активируются, когда мы едим, занимаемся сексом или принимаем определенные наркотики. Предположительно эти же схемы становятся активными при прослушивании музыки. Считается, что эволюция мозга побуждала людей к поведению, обладающему биологическими преимуществами, хотя в случае музыки явных преимуществ вроде бы и нет.
Related articles
We've just introduced the latest member of our award-winning Mu-so wireless music system family...
Developing a network player that could live up to Naim’s 500 Series was no easy feat.
Mamy zaszczyć ogłosić wprowadzenie na rynek nowej serii o Przedstawiamy odtwarzacze ND 555, NDX2...
Dowiedz się co musieliśmy zrobić, żeby uzyskać doskonałą jakość audio na jachcie o długości 80...
Dostarczamy najwyższej klasy brzmienie do luksusowego jachtu S78 od Princess Yachts.